Инновационная деятельность в МБДОУ "Детский сад № 2" с.Усть-Кулом

    С 01 января 2024 года наш детский сад является муниципальной опорно-методической площадкой по направлению "Современная эколого-образовательная среда как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста". Программа деятельности площадки разработана с целью организации безопасной развивающей экологическо - образовательной среды в МБДОУ и срок ее действия рассчитана на 3 года.

Почему мы взяли данное направление?

В современных условиях экологическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело особое значение. Отношение человека к природе на грани потребительского, а часто безграмотного, расточительного вызывает опасения в экологическом равновесии.
Взаимодействие с природой осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Значит, начинать экологическое воспитание надо уже с дошкольного возраста, так как полученные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

 Природа повседневно воздействует на ребенка. Дети усваивают знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственный опыт. Приобретение в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней в будущем.
     Роль взрослого в помощи детям при познании окружающего мира очень велика. Поэтому ознакомление детей с природой является одним из основных и важных направлений в воспитательно - образовательной работе ДОО. Это составляющая не только экологического, но и всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств.

   В соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО (п.19 стр. 42-57) ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

    Важнейшим условием реализации системы экологического образования и воспитания в ДОО является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
     С точки зрения экологического образования развивающая среда в ДОО направлена на познавательное развитие ребенка, экспериментирование с природным материалом, организацию наблюдений за объектами живой и неживой природы, формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы; формирование умения замечать красоту природы, разнообразие ее красок, форм; создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранять окружающий мир природы. Особенно педагогу необходимо обращать внимание на оздоровление ребенка с использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, грамотное оформление территории детского сада, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе; воспитание экологически грамотного поведения, навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе.
     Организуя деятельность в экологической развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Педагогическая инновация Программы состоит в целенаправленных изменениях существующей эколого - образовательной среды, вносящих в образовательное пространство элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
     Инновационная деятельность Программы заключается также в:
- включение средств ИКТ и других педагогических технологий в организацию образовательных событий;
- преобразование экологической развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО;
- внедрение новых форм сотрудничества с родителями и социальным окружением.

Приказ о присвоении статуса муниципальной опорно-методической площадки
    Программа деятельности МИОМП

Мероприятия, прошедшие в рамках деятельности опорно-методической площадки: